Половое воспитание, сексуальное воспитание детей. Программа по половому воспитанию. Сексуальное просвещение.

Половое воспитание, Половое воспитание подростков, Нравственно половое воспитаниеПоловое воспитание, сексуальное воспитание детей. Программа по половому воспитанию. Сексуальное просвещение.

Тема половое воспитание сейчас очень актуальна. Хорошо это или плохо?

Представляем мнение иностранного эксперта Сары Калвики на тему полового просвещения в общеобразовательных заведениях.

Сара Калвики. «Настоящее сексуальное просвещение»

Сторонники сексуального просвещения обычно выступают за корректную медицинскую информацию о презервативах, беременности, контрацепции и профилактике ЗППП. Они также обычно предлагают включать уроки, на которых признается существование орального и анального секса, не-гетеросексуального секса и того, что насиловать плохо. Но я считаю, что настоящее сексуальное просвещение должно быть шире. В нем должно говориться о сексе. Оно должно не только объяснять, как предохраняться, но и учить, что секс – это нормальная и здоровая часть жизни, для которой свойственно разнообразие предпочтений в партнерах и в занятиях. Настоящее сексуальное просвещение учит, что секс – это не только гетеросексуальный половой акт, секс должен быть добровольным и приятным для всех участников

Калвики признает, что даже до первого варианта путь еще долгий; но все же выступает за второй, более развернутый и глубокий. Она утверждает, что только такое полное сексуальное просвещение предоставляет все инструменты для того, чтобы секс был по-настоящему безопасным и свободным от принуждения. Половое воспитание подростков для этого необходимо.

Первый ее аргумент – то, что иначе сексуальное просвещение остается дискриминационным. Можно дать полную информацию о том, откуда берутся дети, и о контрацепции, и при этом ни разу не упомянуть о существовании клитора или женского оргазма. В информации о беременности и предохранении обычно фигурирует только мужской оргазм и проникновение пениса в вагину; о женском удовольствии, об однополом сексе, о многочисленных сексуальных практиках, не включающих проникновение пениса в вагину, речи не идет. Получается, что мальчики оказываются более или менее проинформированы о технике, которая им доставляет удовольствие, и об удовольствии как таковом; а удовольствие девочек и техники его получения не затрагиваются.

В продолжение этой темы Калвики говорит о том, что информация о разнообразии сексуальных техник и о сексуальном удовольствии как таковом позволяет выбирать более безопасные практики – например, такие, которые не приводят к беременности. Более того, обсуждение всего сексуального разнообразия дает подросткам понять, что сексуальное удовольствие – это нормально и естественно, дает язык для его выражения, и развивает у них, особенно у девочек, понимание того, что если секс не доставляет удовольствия, от него можно и нужно отказаться, не стоит терпеть.

Она подчеркивает, что обучение активному согласию, за которое она агитирует, не станет стопроцентной панацеей от насилия. Большинство насильников все равно понимают, что то, что они делают, неправильно. Но они делают это, так как надеются, что им это сойдет с рук – и обучение активному согласию, пропаганда активного согласия как нормального и здорового отношения к сексу создает среду, в которой им это с рук не сойдет. Именно нравственно половое воспитание должно стать кирпичиком в фундаменте уважения к партнеру. Сейчас многие люди принимают за норму принуждение, и потому одни совершают насилие, другие его терпят, а третьи оправдывают насильников. Калвики выступает за изменение этой среды, за замену культуры изнасилования культурой согласия, чтобы дать жертвам инструменты осознания и защиты, а у насильников отобрать ту власть, которой они обладают сейчас.

Комментирует известный психолог сексолог Валентин Денисов Мельников:

Сексуальное воспитание в школе имеет и свои неоценимые преимущества, и может принести немалый вред. Почему? Начнем с вопроса о том, кто будет проводить уроки сексуального воспитания? 50-летняя тетенька, у которой никогда в жизни не было хорошего, благополучного секса? Которая по разнарядке в школе прошла повышение квалификации и накануне читает методичку? Что она расскажет? Она расскажет про виды презервативов и даст свои комментарии, которые, безусловно, нанесут психологическую травму детям.

Любой комментарий человека, не слишком гармоничного в вопросе секса и сексуальной жизни, не особенно тактичного, способен нанести травму и в детском, и во взрослом возрасте. Сексуальная сфера – это сфера наибольшего количества травм у людей. И не все они получены в детском возрасте. Какие-то травмы получены в детском возрасте, когда взрослые стыдили за интерес к половым органам или за какие-то полуэротические детские игры. И во взрослом возрасте, когда партнер неудачно шутил, комментировал.

Так что если говорить о сексуальном воспитании, всегда будет вставать вопрос: где взять грамотные кадры? Вспомните своих учителей в школе. Кому бы из них вы доверили сексуальное просвещение ваше или ваших детей? Задумались? Я думаю, никому. Я вам больше скажу – среди психологов и даже среди психологов сексологов не очень много людей, способных нормально, грамотно, адекватно, тактично и деликатно рассказать о сексе. Тем более – детям.

Значит ли это, что детям не следует давать такую информацию? Нет, не значит. Дети, безусловно, должны узнавать информацию, соответствующую их возрасту. Нет необходимости в 6 лет рассказывать о том, что их заинтересует только в 10. Нет необходимости в 10 лет рассказывать о том, что не будет актуально лет до 15.

Уроки сексуального воспитания, наверное, хорошо бы проводить на протяжении всего обучения в небольшом количестве. Давать нужную детям информацию, отвечать на их вопросы. Лучше всего это бы сделал приглашенный сексолог. Может быть, разработать какую-то методичку не для учителей, а для самих детей – маленькое пособие, в котором все четко и понятно расписано, и разработать его для самостоятельного обучения. Плюс – иметь при школе грамотного психолога сексолога, к которому дети могут прийти с вопросами, если им что-то непонятно, поинтересоваться чем-то из области сексологии, задать все интересующие вопросы получить информацию в комфортной среде понимания, а не осуждения.

Возможно ли такое сделать? Большой вопрос. Но если и двигаться в направлении сексуального воспитания, то примерно по такому пути, а не когда учительница литературы или биологии будет проводить половое воспитание школьников. Вот это, мне кажется, было бы хорошей идеей. А найти достаточное количество хороших сексологов для работы в школах – тоже маловероятно. Так что ответ – и да, и нет. Просвещение детей по вопросам полового развития и интимной жизни необходимо. Но необходимо оно правильными словами, от грамотных людей.

- Сексуальное воспитание детей – это от Лукавого. Это признак Армагеддона. Вы что, хотите, чтобы вашим детям рассказывали о грехе? Только житие по божьим заповедям спасет вас от Геенны огненной!

- Ох, человеку, который до 23 лет боялся близости как таковой еще долгое время придется понимать , что такое оргазм при сексе и что такое - расслабиться и действительно его получить. Еще сложно, когда только начинаешь принимать свое тело. Не зная мед терминов в строении организма. Названия известны, а что и где находится - порой не знаешь. И спросить стыдно. И книжки "стыдно". Не смотря на то, что тебе уже не 10 лет. Грустно.

- Наше общество не готово к таким мерам. И не будет готово. Я не могу представить своих бывших учителей, рассказывающих нам на уроке о мастурбации и лесбийском сексе. Те учителя, которые говорили нам в школе о телегонии и "Безмолвном крике", говорят о презервативах и мастурбации?

Мечты. Хвала Богу, моя школа осталась в прошлом.

- "О многочисленных сексуальных практиках, не включающих проникновение пениса в вагину, речи не идет". И всё-таки: зачем об этом рассказывать? Сами не догадаются? К тому же, есть же половое воспитание в семье, не почкованием же эти дети на свет появились.

- Могут и не догадаться. Это не всегда очевидно, что можно не этим, не туда и не так. Ну в школьные годы нет необходимости догадываться об этом. А с возрастом само узнается.

- От некоторых комментариев грустно. В обществе, пронизанном пессимизмом, сложно говорить о преобразованиях. Действительно. Зачем знать о том, что женщина тоже хочет получить удовольствие.

- Этого никто и не скрывает. К тому же эти практики подразумевают не только женское удовольствие. Так что в этом плане, я считаю, все нормально. А вот сексолог круто прокомментировал! Не могу представить нашу биологичку, рассказывающую про формы секса.

- К нам приходила психолог и рассказывала об этом (о петтинге, мастурбации, анальном и оральном сексе). Когда одна девочка спросила, зачем это нужно, ответ был простым: для избежания беременности. Она говорила, что каждый имеет право заниматься сексом тогда, когда он сам этого захочет (естественно, с согласием партнера), но вот не каждый хочет ребенка или зппп в 15. Такие вот у нас особенности полового воспитания.

- Можно предохраняться. Одними "практиками" сыт всё равно не будешь. Или психолог как-то забыла о презервативах? Она где живет?

- Если так рассуждать, то про то, что от секса берутся дети, люди тоже сами могут догадаться. Эдак после третьей беременности. Что касается "многочисленных сексуальных практик, не включающих проникновение пениса в вагину", то у многих людей часто создается впечатление, будто "правильный", "нормальный", "стандартный" вариант секса - это вагинальный. В результате многие женщины в дальнейшем искренне считают, что с ними что-то не так, если они не получают удовольствие от "нормального" вагинального секса, если они вообще не хотят им заниматься (а он ведь считается сексом "по умолчанию") и т.п.

- Преобразования возможны, конечно. Но их творцами будет только новые поколения. В данный момент радикальных изменений в странах СНГ навряд ли предвидится. Все это будет происходить очень и очень медленно по сравнению с более продвинутым Западом.

- Господи, коронное "предохраняться нужно было!" Вот вам и пример неосведомленности. Контрацепция не дает стопроцентной гарантии ни на что. Особенно по принуждению. Тут бы я развила тему – половое воспитание мальчиков. Они входят в репродуктивный возраст вообще дикими.

- Я вспоминаю себя в подростковом возрасте. Гормоны бушуют, ты хочешь контакта с партнером. И петтинг- это реальный выход. Огромное количество детских беременностей можно было бы избежать просто объяснив, что есть не только подобный вид сексуального контакта, но и множество других способов доставить партнеру удовольствие. В школах должны объяснять, что не только желание заняться сексом нормально, но и так же его отсутствие. А про нормальность влечения к своему полу я вообще молчу. И почему в школьном возрасте секс под запретом? Какой возраст приемлем для начала сексуальных отношений?

- Про "предохраняться нужно было!" я ничего не говорила, и причём тут неосведомлённость? Общество и к электричеству не было готово, и к отмене крепостного права. Привыкнет общество. Главное начать.

- Я с вами не согласна, но хорошо, что мы взрослые девушки, и можем каждая остаться при своём мнении, без необходимости друг друга переубеждать. Я бы хотела, чтобы у моего сына были класные часы по половому воспитанию.

- Вы сказали, что можно предохраняться. Такое ощущение, будто это точно гарантирует безопасный секс. Уже доказано, что от многих ЗППП презерватив не защищает, да и от беременности 100% гарантии не дает.

- Как раз-таки к этим вещам оно было готово. Не думаю, что в современной школе необходима подобная практика. Максимум - занятия по гендерному воспитанию.

- Да, и именно поэтому активно сопротивлялось. И к женскому образованию и праву голоса просто оп - и подготовились, а суфражистки не при чем. И книгопечатников не жгли на кострах инквизиции. Ко всему было общество готово, кроме мер по повышению сексуальной грамотности в двадцать первом веке, да.

- Не гарантирует. Просто Вы написали, что это нужно для избежания беременности, что не каждый хочет ребёнка в 15 лет. Если я в 25 лет не хочу ребёнка, это же не значит, что я должна только оральный секс практиковать. Как вариант предложила предохранение - что в этом такого? А так, по опыту, те, кто занимался петтингами и т.п. всё равно в скором времени перешли на обычный секс. Сильно сомневаюсь, что кто-то будет заниматься только не вагинальными вариантами секса, до момента готовности к зачатию ребёнка. Вот почему сексуальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на предотвращение таких ситуаций.

- Это нужно потому, что "классический" секс широко представлен: нам рассказывают о половом акте и зачатии на биологии, мы видим исключительно такой секс с телеэкрана, именно о таком сексе рассказывают статьи в журналах, о таком могут поговорить с ребёнком родители. Остальные практики никак почти не освещены в СМИ, о них ребёнок не услышит от авторитетных для него людей (родители, учителя). Поэтому большинству они кажутся чем-то из ряда вон выходящим, развратным и извращенным. Это создаёт не совсем здоровую картину в голове молодёжи. Девушки комплексуют, так как не получают удовольствия от "нормального" секса. Парни считают другие практики постыдными. А в результате неудовлетворение отношениями с обеих сторон, комплексы, нежелательная беременность, стрессы.

- А про "рассказывать о разнообразии секс-практик не обязательно" я бы поспорила. Мне бы такая лекция ой как пригодилась.

- И чему должны научить в школе? Отличия орального от анального секса? Или +100500 способов получить оргазм? Я вот так и представляю, как моим школьникам рассказывают о чем-нибудь подобном. Интересные это уроки сексуального воспитания, что уж тут говорить!

- Так говорилось же о разных способах обезопаситься, никто не сказал перестать практиковать вагинальный секс. Ну и о добровольности и безопасности, например. Да, общество не готово говорить о добровольности секса.

- О безопасных секс-практиках и женском теле тоже можно корректно говорить. Что в этом плохого? Почему названия половых органов женщины даже стыдно произносить вслух? Что в них такого? Это же природа!

- Ничего плохого, но не в школе. Либо эта работа должна быть очень тонкой и корректной. А у нас даже специалистов таких нет. Тут уж точно – как доверить вести такие уроки школьно Марь Иванне? Тогда уж пусть не будет их.

- Мне вот еще хочется заметить, что о различных сексуальных практиках предлагают рассказывать вовсе не потому, что подростки сами о них не узнают (узнают, конечно).

Об этих практиках важно и нужно рассказывать, чтобы:

а) рассказать o технике безопасности и о возможных подводных камнях этих практик (да, кто-то может узнать всё самостоятельно, но многие люди часто даже не знают, что искать, + информации в том же интернете много (в т.ч. откровенной ерунды), но не все умеют эту информацию фильтровать)

б) помочь расставить приоритеты (указать, что важнее не распространенность практики и общественные стереотипы о ней, а безопасность и удовольствие участников)

К слову, я бы добавила в программу еще и разговоры о порнографии (уж ее-то подростки находят безо всякой помощи со стороны взрослых).

О том, что происходящее на экране мало относится к реальности, о том, как на самом деле актрисы попадают на съемки, о том, как на человека влияет просмотр порнографических материалов и т.п.

Это адекватное половое сексуальное воспитание.

- Ну, про калечащие практики вроде анального секса стоит говорить в контексте того, что порнодисскурс не должен влиять на сексуальную жизнь женщин. Мы же не рассказываем о таких практиках, как бдсм, доминирование? Если и рассказывать, то за одно использовать аргументацию психологическими предпосылками тяготения к таким практикам. Заметили, как анальный секс стали ставить в ряд "обычных" безобидных практик даже феминистки и околофеминистки? Итс нот гуд. Еще было бы неплохо, если рассказывали также о том, что отсутствие желания заниматься сексом - абсолютно нормальная вещь, а не какая-нибудь болезнь.

- Мне и сейчас (в 26 лет) мерзко слушать, говорить об анальном сексе. Расскажи мне 15-летней о том, что попа тоже для этого, я бы с ума сошла.

Конечно, сейчас дети развиваются совсем по-другому, у них вся информация на расстоянии пальца. И обо всех видах секса они узнают из интернета чуть ли не в 11. Но мне интересно: кто-нибудь проводил исследования по этой теме? Например, наблюдать за двумя группами подростков: которые посещали уроки "радостей секса" и которые - нет?

- Вот совершенно точно. Пока у нас в школах стредне- и старшеклассники будут хихикать над словом "секс", толку никакого не будет. Но это не значит, что нужно внедрять половое воспитание дошкольников. Я считаю, что такие вот уроки должны проводиться с привлечением грамотных специалистов несколько раз за всё обучение детей, начиная со средней школы. Нужно рассказывать обо всём, не только о контрацепции. Помню, в школе к нам приходили специалисты и рассказывали привычные вещи - что-то про согласие (ну самую малость), про контрацепцию, про целомудренность. Лучше бы было, если про "замочек и ключик" не говорили вообще, лучше бы они рассказывали о том, что разнообразие в сексе нормально, что аборт - это не убийство, а право женщины, что женщина не должна терпеть насилие над собой, что она совершенно не виновата в изнасиловании, и что не заниматься сексом тоже нормально. Я, когда пришла в феминизм, долго думала, почему женщину в изнасиловании считают невиновной, ведь её вина очевидна! Ужас, какой же дрянью у меня тогда была забита голова. Теперь, спустя несколько месяцев, хорошенько над этим подумав, я отказываюсь понимать, почему люди считают девушку виноватой. Как можно спровоцировать насилие? Ведь никто априори не имеет права на присвоение себе чужого тела! Как вообще девушка может быть виновата?

Мне кажется, в нашей стране сексуальное просвещение уже в средних классах невозможно. Ведь лучше вместо этого проводить уроки по христианской этике, чем рассказывать детях о таком вполне естественном явлении, как секс.

- Мое мнение, в России секспросвета нет и не будет еще очень долго. У нас только пропаганда целомудрия до брака, а после брака чтоб сразу рожать. Удовольствие, разнообразие? Что? Зачем? Это все не богоугодно и вообще разврат. Пусть они в своей Гейропе оргазмами занимаются, а в православной Россиюшке такому не бывать. В Краснодарском крае в школах показывают фильмы о том, что если женщина не девственница, то ребенок будет с генами первого партнера, а не того партнера, от которого ребенок зачат. Про демонизацию абортов я вообще молчу. Ну, это пример, программа по половому воспитанию.

- Добавлю, (хотя это очевидно), что правило священного добрачного целомудрия распространяется только на девушек. Всем плевать, сколько и с кем чпокаются парни. Блин, у нас тут возрождение казачества, и с каждого угла что-то про традиционные семейные ценности, а вы говорите – секспросвет.

- Помню себя в подростковом возрасте: обоюдное согласие есть, презервативов нет. Почему? 1.Они дорогие 2. Мы стесняемся их покупать. Мораль: 1.Знание альтернативных видов секса - однозначное благо, так как позволило мне не залететь от обоюдного согласия. 2. Контрацепцию нужно сделать доступнее.

- Они также обычно предлагают включать уроки, на которых признается существование орального и анального секса. Ну нафига? Может, ещё включить урок, как ублажать мужчин? И не сказано, что принимающей стороной и того, и другого обязательно должна быть именно девушка.

- Россия у нас гомофобная страна, навряд ли среди подростков найдутся геи. Это не просвещенная Европа, где можно смело заявить о своей ориентации и пройтись маршем за свои права. Тут у нас пещерная Россия, где свободная любовь – это грех.

- Их намного больше, чем мы думаем. Так так у нас действительно гомофобная страна, они очень тщательно скрываются. А эти все попытки что-то донести выглядят вообще как профилактика полового воспитания, издевательством над детьми.

- С этим возникнет осложнения, ибо у нас культ секса, про это будут, скорее всего, умалчивать. Не знаю про анальный секс, но оральный секс - это про обоюдное удовольствие. И это неплохо бы донести. А то люди не в курсе, что это не только про мужчин. И да здравствуйте, гомосексуальных подростков везде полно!

- Не согласна, что их много прям учитывая, как патриархальная пропаганда гетеросексуальности влияет на подростков. За свою жизнь меняла много школ так отношение к гомосексуализму было отвратительно, когда одноклассники узнали, что я смотрела на девушек по другому очень сильно оскорбляли и издевались надо мной. Просто многие очень хорошо маскируются.

- А тогда откуда они берутся во взрослом возрасте? Проект Дети-404 собрал множество писем гомосексуальных подростков, геев в т.ч. Другое дело, что в школах говорить об этом прямо запрещено по закону. Формально даже если их пять процентов - в старших классах в каждой школе будет хотя бы один. А страна у нас большая. Это много.

- И вот про ублажение - ну реально объясняли бы мальчикам пораньше про кунилингус - вот всем было бы лучше, чесслово. Половое воспитание мальчиков и девочек должно быть равноценным, и про удовольствие от секса рассказывать тоже нужно.

- Я искренне верю, что секс можно и нужно обсуждать открыто и серьезно, но при этом в познавательном и увлекательном ключе, а не только сухо и научно, с хиханьками и хаханьками, с морализаторством, в жанре "представляем 150 лучших техник минета".

Об анальном сексе стоит говорить хотя бы для того, что открыто сказать о возможных последствиях + подчеркнуть, что он (как и любая другая практика) не является сексом "по умолчанию" (многие не знают, что, например, те же геи могут вообще не практиковать анальный секс, но всё равно вступать в сексуальные отношения, которые и без анального секса остаются "настоящими").

Оральный секс следует упоминать в том числе, как вероятный способ передачи ЗППП (удивительно, но для многих это не очевидно)

Здорово, если бы в программе были также такие моменты:

- абсолютная нормальность нежелания заниматься сексом (как в отдельные моменты времени, так и вообще)

- более подробные материалы по ЗППП (не знаю, как у других, но нам в школе о том же ВПЧ, например, никто не рассказывал) + прекрасно, если бы сразу называли места, в которых можно платно/бесплатно сделать нужные анализы

- социальные и физиологические аспекты "девственности"

Вот. А еще я думаю, что пусть поддержка таких программ гос-вом сейчас кажется сомнительной, но раз уж эти вопросы освещают и обсуждают хотя бы в интернет-сообществах, то значит, есть те, кто готов говорить. И материалы эти тоже находят отклик (у подростков и не только), значит, есть и те, кто готов услышать.

- Если у вас не опечатка, то я поправлю: я говорю не про ВИЧ (вирус иммунодефицита), а про ВПЧ (вирус папилломы человека).

Но про ВИЧ, конечно, тоже стоит рассказывать ближе к реальности. О том, что заражаются не только наркоманы, проститутки и "хомосексуалисты проклятые". Что распространены и случаи, когда заражение происходит даже в браке, из-за легкомысленного отношения самого человека или его партнера к безопасности. Ну, и объяснять уже людям разницу между ВИЧ (с этим живут и даже долго) и СПИД, в конце концов. Многие до сих пор путают. Но вы классно описали, какова роль полового воспитания, нормального полового воспитания, в процессе обучения детей.

- Спорность статьи в том, что под "освещением и обсуждением сексуальных практик" можно понимать много разного и в разном оформлении. Да, у меня при прочтении тоже промелькнула картинка: вот мне в школе на специальном уроке объясняют, что у меня есть клитор, вот где он находится, и мастурбировать можно таким-то, таким, пятым и десятым способами. Да я бы на второй минуте этой познавательной лекции покрутила у виска, встала и вышла. Я вот не хотела бы, чтобы мне такие вещи объясняли в школе, хотя я совершенно не ханжа. Одно дело - говорить о безопасности и психологии секса, и, простите, совсем иное - о том, куда и чего можно поместить, чтобы было приятно. Обстановка, когда с тобой в классе еще тридцать сверстников рядом - ну вообще не располагает к тому, чтобы внимательно и расслабленно воспринимать такую информацию. или что, я одна такая не раскрепощенная?

- " Информация о разнообразии сексуальных техник и о сексуальном удовольствии как таковом" вот это вот очень тонкая грань, с которой можно сорваться в дикий трэш типа "50 техник кунилингуса, а на следующем уроке обсудим, как подготовить партнера к безопасному анальному сексу". Ну честно, очень неоднозначная заметка. Мне кажется, цели полового воспитания несколько иные.

Каково ваше отношение к идее полового воспитания? Каким бы вы хотели или не хотели видеть сексуальное просвещение в школах?

Прокомментировать, обсудить прочитанное можно на нашем форуме

Подготовлено специально для сайта Красотуля.ру