Удобный ребенок - это плохо? Неудобные дети и последствия такого воспитания
Удобный ребенок - это плохо? Неудобные дети и последствия такого воспитания
Часто от людей, считающих себя психологами, можно услышать гордую фразу: «Я не делаю своих детей удобными».
Да я вас умоляю!! Скажите честно: «Я не в силах договариваться с ребенком, воспитывать его и помогать ему стать достойным человеческим существом». Скажите честно: «Я понятия не имею, как сделать так, чтобы он вел себя адекватно, я слишком его разболтала и разбаловала и теперь не в силах установить границы». Но нет, так мало, кто сможет сказать. Срабатывают психологические защиты.
Отмечу сразу, я уверен, что все те, кто говорят «ребенок не должен быть удобным», хотят своим детям чего-то хорошего. Другое дело, что не получается из этого ничего толкового. Все потому, что не делать детей удобными многими воспринимается как отсутствие каких-либо правил и ограничений.
Вы думаете, это хорошо? Как раз нет. Это невротизирует ребенка. Что бы он ни творил, он все равно пытается найти ориентиры, установленные границы, понять правила взаимодействия с другими людьми и с миром. Но мамочки, которые «не хотят делать его удобными», не дают никаких ориентиров. Они ему позволяют нарушать чужие границы, свои собственные, позволяют почувствовать себя солнцем, вокруг которого вертится все.
Что ж здесь плохого? Да ничего, кроме того, что постепенно подрастает монстр с инфантильными реакциями и уверенностью, что ему все должны. Я не буду глубоко развивать эту тему, скажу лишь что самообман тех, кто говорит про то, что «ребенок не должен быть удобным», очевиден, если обратиться к элементарной логике.
Если вы позволяете ему все, то зачем вы приучаете его к горшку? Делаете его удобным? Может, ну нафиг — пусть справляет свои физиологические потребности, где придется? Вы не разрешаете ему совать пальцы в розетку и трогать горячий чайник. Почему? Не надо делать его удобным, только тогда уж действительно — позволяйте ему все.
Но нет, вы понимаете, что есть какие-то правила. Просто вы не в силах их устанавливать и обосновывать, кроме совсем уж жизненно необходимых. Про все остальное вы говорите: «ребенок не должен быть удобным».
А понимаете ли вы, — те, кто рассуждает про эти удобства, — что отсутствие разумных ограничений, правил, отсутствие уважения к чужим границам, мешает социализации ребенка? В садике и школе он быстро осознает, что много других детей, людей, имеющих свои интересы и желания. И с ними надо уметь договариваться. А его этому никто не учил. Он ведь привык, что он не должен быть никому удобным. Но неудобно с ним будет в первую очередь, ему самому. Тот ли это эффект, которого вы хотели достичь?
Как говорила одна умная женщина, детский врач и детский психолог: «Не устанавливая четкие правила, границы, рамки дозволенного, — вы взваливаете на ребенка непосильную задачу. Он чувствует себя брошенным, вынужденным самостоятельно разбираться, какие существуют правила, и принимать на себя роль взрослого. А он к этому не готов. И мамы, которые сами еще не повзрослели, заставляют ребенка быть взрослым».
Клинический психолог, телесный терапевт Валентин Денисов-Мельников